listing: Подземная урбанистика. Актуальность

Концептуальные предложения развития подземной урбанистики центральной части г. Белгорода
Актуальность проблемы. Основные положения концепции.

Необходимость освоения подземного пространства крупных городов в последние годы приобретает все большее значение не только из-за дефицита городских территорий, необходимых под застройку, постоянного роста населения, в центральной части городов в связи с увеличением плотности застройки, увеличения транспортных потоков и парковки легкового транспорта, но также из-за все большей насыщенности центральных территорий городов объектами торговли и бытового обслуживания населения. Во всех крупных городах мира идет процесс активного освоения подземного пространства для обеспечения транспортных и инженерных систем, объектов торговли и бытового обслуживания, складов, автостоянок и решения других проблем.
В крупных городах развитых стран ещё с 40-х годов прошлого столетия, когда началось освоение подземного пространства под домами и улицами, строят рестораны, кафе, склады, транспортные тоннели, крупные торговые центры, многочисленные пешеходные переходы и многоярусные подземные гаражи.
Во Франции, США, Японии, Германии осуществлены крупные подземные градостроительные решения: районы Дефанс – в Париже, Синдзюку в Токио, многофункциональные комплексы ряда крупных городов. Во многих городах Европы, США, Японии построено большое количество подземных автомобильных стоянок. В последние годы активно осваивается подземное пространство крупнейших городов России и Украины: Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и др. В этих городах построены и развиваются не только такие крупные торговые центры, как на Манежной площади и в др. районах в Москве, но и автомобильные стоянки в подземной части жилых и общественных зданий.
Интересно отметить, что особенно активно ведется работа по застройке подземного пространства Киева, где за последние 3-5 лет построены подземные торговые центры под ул. Крещатик, Красноармейская (Метроград), пр. Дружбы Народов, пл. Славы и др. По данным Мэрии г. Киева в ближайшее время будет дополнительно введено в эксплуатацию в центре г. Киева 37000 торговых мест в подземном пространстве.
Особенно активно осваивается подземное пространство в тех странах, где ощущается острый недостаток земли под застройку (в Японии, например, она в 10 раз дороже, чем в Европе). Тенденция удорожания земли под застройку, несомненно, будет развиваться и у нас в России и не только в крупнейших городах, но и в центральной части крупных, больших и средних городов.
Актуальность ускорения застройки подземного пространства в городах вызвана не только усиливающимся перенаполнением автомобилями городских транспортных магистралей, но и спонтанно растущим количеством скоплений торговых точек, особенно в центральной части городов. Это можно объяснить тем, что в последние годы торговля стала одним из основных видов занятости населения.
В последнее десятилетие это явление наглядно наблюдалось и в центре г. Белгорода, когда в 1992-93-94 г.г. примитивные торговые точки заполнили почти полностью такие прилегающие к центральному рынку улицы, как ул. Чернышевского, частично Попова, Литвинова, Народная. Позже эти торговые точки были устранены административно, но вновь возникли, уже в виде более обустроенных палаток и т.п. практически в тех же местах, и в 2002 г. вновь административно эта торговля была перенесена от центрального рынка на вновь организованные рынки «Салют» и «Славянский привоз», что позволило существенно разгрузить не только от торговых точек, но и частично от личного автотранспорта центральную часть города.
К сожалению, даже в таких крупных (по современной классификации) городах Центрального Черноземья, как Белгород, Курск, Липецк и др., работа по развитию подземного пространства практически не ведется или может быть представлена лишь отдельными подземными пешеходными переходами без сопутствующих торговых площадей.
Вместе с тем, в центральной части г. Белгорода, ограниченной улицами Ленина, Литвинова, Вокзальная и Б.Хмельницкого, расположены административные центры области, города и Восточного округа, главный торговый центр (Центральный рынок, центральные универмаги «Белгород» и «Маяк»), несколько деловых центров: управление Белгородэнерго, налоговой полиции, автомобильных дорог (узел на пересечении ул. Воровского и ул.Коммунистической), управление Межрегионгаз, областной и районные суды, несколько банков, центральная почта и др.
Генеральный план г. Белгорода, особенно его центральной части, формировался еще в дореволюционное время, поэтому городская застройка не приспособлена к размещению современного количества автотранспорта.
Учитывая, что в последующие годы XXI века освоение подземного пространства должно стать постоянной тенденцией развития центральной части города, тенденцией, которая позволит нормализовать жизнедеятельность городской среды, необходимо, хотя бы частично, разгрузить эту среду от перенасыщенности автотранспортом, создать в подземном пространстве места для размещения мест торговли, бытового обслуживания, складов; создать соответствующую инженерную и вспомогательную инфраструктуру и т.п.
Одним из важных направлений решения вышеуказанной проблемы является разработка предложений по комплексному использованию подземного пространства центра г. Белгорода и разработка основных положений концепции подземной урбанистики центра города.
Учитывая изложенное, целью настоящей работы является разработка основных положений и проектных предложений по развитию подземной урбанистики центральной части г. Белгорода.
Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
провести натурные обследования размещения (парковки) легкового автотранспорта на проезжей части автодорог и улиц в рабочее время, личного автотранспорта, размещаемого во дворах ночью, и торгово-вспомогательной ситуации в центре города;
провести натурные наблюдения пешеходных потоков по наземным переходам в наиболее напряженных местах центральной части г. Белгорода
подготовить для рассмотрения предложения по комплексному использованию подземного пространства с выявлением мест, пригодных для этого;
определить оптимальные способы строительства подземных сооружений для стесненных условий центра г. Белгорода с учетом инженерно- и гидрогеологических условий, а также существующих подземных коммуникаций (сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и др.)
разработать для рассмотрения предпроектные предложения по строительству подземных транспортных, пешеходных и общественно-торговых сооружений.
В основу концепции развития подземной урбанистики центральной части г. Белгорода, положены следующие принципы:
центральная часть города с важнейшими транспортными коммуникациями, отличающаяся наиболее развитым составом учреждений и объектов массового посещения, характеризующаяся наиболее плотной застройкой и дефицитом свободных территорий, является первоочередным и основным направлением комплексного использования подземного пространства;
комплексность создания объектов подземной урбанистики должна обеспечивать радикальное упорядочение транспортного обслуживания населения с высокой степенью безопасности движения транспорта и пешеходов, решение проблемы постоянного и временного хранения быстрорастущего парка автомобилей; создание подземных сооружений, как градообразующих и интегрирующих систем с объектами торгового и социально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры;
социальная привлекательность объектов подземной урбанистики для жителей центральной части г. Белгорода, приобретающих гаражи-стоянки в непосредственной близости от своего жилья в пределах пешеходной доступности, и создание дополнительных рабочих мест в сфере торговли, обслуживания населения и предпринимательской деятельности на площадях объектов подземной урбанистики;
обеспечение сохранности существующих зданий (особенно представляющих историческую и культурную ценность), сооружений, объектов инфраструктуры, и наращивания объемов услуг и мощностей систем инженерного обеспечения;
разработка комплексно- инвестиционной деятельности, самоокупаемость и экономическая рентабельность объектов подземной урбанистики центральной части города;
использование современных организационно-технологических схем и методологии проектирования подземных сооружений нового поколения на основе нетрадиционных решений, использование современных форм и методов организации строительства подземных сооружений и их функционирования;
развитие социальной инфраструктуры центральной части города;
экологическая безопасность и защищенность от экстремальных природных и техногенных воздействий;
в пределах центра города Белгорода проблема хранения автомобилей может быть решена с использованием преимущественно подземных гаражей-стоянок;
на периферии центральной планировочной зоны может быть принята часть подземных и комбинированных (надземно-подземных) объектов.
при строительстве в центральной части города новых жилых, административных и зданий другого назначения в их подземной части следует предусматривать размещение гаражей-стоянок или помещений для торгового или иного назначения.
Для удобства пользования основные принципы развития подземной урбанистики центральной части города классифицированы по признакам: экономические, социальные, архитектурно-градостроительные (см. табл.1.1.).
Реализация изложенных принципов осуществима при непременном условии комплексного рассмотрения и взаимосогласования решения градостроительных, архитектурных, конструктивных, организационно-технологических, производственных, социальных, экономических и экологических аспектов проблемы подземного строительства в центральной части города.
Можно отметить, что реализация идеи подземной урбанистики в современных условиях необходима и возможна и в других крупных городах. При этом требуется тщательное рассмотрение социально-экономических и градостроительных условий и выполнение комплекса прединвестиционных исследований с учетом состояния инвестиционного рынка, технических возможностей строительных организаций, сложившейся системы инженерной инфраструктуры. В результате реализации проектов подземной урбанистики должна качественно улучшиться автотранспортно-пешеходная и общественно-торговая ситуация в центральной части города.
Развитие комплексного использования (освоения) подземного пространства в центральной части города должно разрабатываться в составе генерального плана города и соответствовать принципиальным решениям и идеям генерального плана, совокупности градостроительных и природных условий и ограничений, а также стадий пост градостроительного проектирования.

АННОТАЦИЯ

В отчете по теме: «Научно-проектная разработка подземной урбанистики с размещением автомобильных стоянок в г. Белгороде» на основе анализа существующего положения с размещением легкового автотранспорта в дневное и вечернее время, а также интенсивности пешеходных потоков, ситуации с размещением мест концентрации различных торговых точек раскрыта актуальность проблемы, представлена характеристика существующего положения автотранспортной и пешеходной ситуации.
Разработана концепция и дан ряд предпроектных предложений по размещению объектов подземной урбанистики в центральной части города Белгорода, а также представлена характеристика объемно-планировочных, конструктивных решений и методов строительства.
Исполнители работы: член-корр. РААСН, проф. Ивахнюк В.А. (руководитель), акад. РААСН, проф. Булгаков С.Н. (научный консультант), проф. Кочерженко В.В. (зам. руководителя), проф. Моргун Б.Г., проф. Овсянников И.Д. (отв. исполнители), доц. Лебедев В.М., арх. Крохмаль Д.Е., инж. Пушкин С.А.

Классификация основных принципов развития подземной урбанистики центральной части города (Таблица 1.1).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

Комплексность создания подземных инфраструктур

Социальная привлекательность для жителей центральной части города.

Обеспечение сохранности существующих зданий в центральной части крупных городов

Различные варианты привлечения инвестиций: ипотечное кредитование, создание систем льгот, привлечение средств торговых организаций, инвесторов, гаражно-строительные сберегательные кассы и др.

Создание дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания.

Использование существующей нормативной базы, известных методов создания объектов подземной урбанистики, их адаптирование к местным условиям, разработка новых многофункциональных зданий и комплексов.

Самоокупаемость и экономическая рентабельность подземных объектов.

Развитие социальной инфраструктуры центральной части города.

Реконструкция и уплотнение существующей застройки, путем пристройки новых подземно-надземных объемов.

Использование современных форм и методов организации строительства подземных сооружений